Три игры-пятиминутки для средней школы

Автор текста: Марта Прыриз

Как всего за несколько минут вернуть ученикам бодрость, улучшить настроение и настроить на групповую работу? Да, это реально. Игры-пятиминутки для подростков не так легко подобрать, как для младших школьников, ведь задания должны быть не просто веселыми, но и креативными. А еще такими, которые незаметно продиагностируют отношения в коллективе тинейджеров.

«Меняются местами все, кто…»

Проведение: удобнее устроить эту игру в начале или в конце урока, так как для игры следует сформировать круг из стульев. Стульев должно быть на один меньше, чем школьников. Все садятся, а один ребенок становится в центре круга. Его задача — сказать: «Меняются местами те, кто…» и добавить свой вариант. Пример: «Меняются местами те, кто любит танцевать».

Дети вскакивают со стульев и пересаживаются на свободное место. Кто не успел, становится в середину круга и продолжает игру, предлагая свой вариант.


Предлагаемые варианты «Меняются местами все, кто…»:
— смотрят сериалы;
— обожают лето;
— ждут каникулы;
— носят очки;

— одеты в джинсы;
— любят читать книги;
— играют с сестрой или братом;
— родились зимой;
— играют с домашним любимцем;
— смотрели фильмы о Гарри Поттере.


Эффект: игра помогает детям активироваться благодаря двигательным элементам и способствует интеграции, поскольку школьники узнают что-то новое друг о друге. Она является диагностической и «сигнальной». В ходе игры учитель замечает тех, кто не принимает активного участия или ни разу не меняет свое место в кругу. Это может быть основанием для дальнейшего наблюдения, насколько ребенку комфортно среди одноклассников.

«Самая длинная линия»

Проведение: объедините детей в группы по 5-6 человек. В течение трех минут они должны выложить самую длинную линию из определенных материалов. Например, все группы используют для выполнения задания только лего, тетради, карандаши или рюкзаки.

Ученики могут предложить, из чего они хотят создавать линии. Так вы предоставляете возможность для проявления спонтанности и креативности.

Эффект: игра развивает творческие способности и дает школьникам возможность объединяться для выполнения общего задания. Это, в свою очередь, формирует чувство команды. Благодаря игре учителю удается выделить неожиданных ситуативных лидеров, которые в условиях ограниченного времени определяют роли для других и берут инициативу в свои руки.

«Волшебный предмет»

Проведение: возьмите предмет, который умещается в руке. Это может быть книга, ручка, чашка, мячик или что-то другое, что кажется вам подходящим для игры. Учитель держит в руках предмет и называет одну идею того, как его можно использовать. Варианты могут быть реальными или совсем фантастическими: «Ручкой можно писать домашние задания», «Ручкой можно написать пожелание, и оно осуществится».

После этого предмет передается кому-то из класса. Ребенок говорит, как еще используют выбранный предмет, и передает следующему игроку. Лучше всего — играть на скорость, ограничив время до 4-5 минут. При сообразительности и быстрой реакции у учеников игра может так стремительно развиваться, что предмет обойдет всех детей из класса дважды или даже трижды.

Вариацией игры является написание школьниками вариантов на доске. Например, как можно использовать кирпич? Порванный портфель? Исписанную тетрадь? Золотую рыбку? Мобильный телефон? Такая вариация займет не менее 10 минут.

Эффект: слушая других и отстаивая свои идеи, дети учатся анализировать и искать новые возможности. Игра является инструментом для сплочения класса и хорошо вписывается в середину урока. Когда внимание учеников начинает рассеиваться, такая короткая активность помогает отдохнуть и включить воображение.