Философ Оскар Бренифье: «В школе я был педагогической катастрофой»

Автор текста: Юлия Чернова

Директор Парижского института практической философии, эксперт ЮНЕСКО, провокатор, автор более 20 книг для детей, революционер в области образования на днях провел мастер-классы для киевлян в Новопечерской школе. Оскар Бренифье советует не давать детям готовые ответы, а с детства развивать в них способность думать, анализировать и находить ответы самостоятельно. Он знает, как с помощью вопросов любое явление или сложное понятие можно исследовать с разных сторон и найти собственный ответ.

Он провокационный и вызывает бурю эмоций уже с первых минут встречи. Для каждого в зале он выступает триггером: кто-то удивляется идеям, кто-то смеется от души, кого-то возмущают слова, а кто-то даже ненавидит его. Но, пожалуй, не было человека, у которого он не вызвал никаких эмоций.

Любимый пример относительно выбора, побуждающего говорить «Да» или «Нет», — предложение руки и сердца. Поверили ли бы мы, если бы на вопрос «Ты выйдешь за меня замуж?» влюбленный Ромео услышал от Джульетты: «Ну, если… когда…»

Лучший ответ на вопрос: «Да» или «Нет». Ведь когда нужно выбрать «да» или «нет», человек должен подумать и сделать выбор.

1

Что убивает учителя? Почему учителя стареют быстрее, чем остальное население? Это рутина. Я покажу вам, как можно остановить рутину. Однажды утром вы заходите в класс. Это обычный день, дети даже не обращают внимания, — это просто еще один день в школе. В это утро вы смотрите на них и спрашиваете себя, что вы здесь делаете, зачем вы здесь?

2

Я обожаю «да» или «нет», но люди… людям не нравится «да» или «нет», им нравится «бла-бла-бла». Вы считаете, они хотят выразить себя? Знаете, когда вы выжимаете лимон, из него вылезают мякоть, сок, косточки. Когда люди выражают себя, происходит то же самое. Поэтому я всегда советую: отвечая на вопрос, не выражай себя, подумай.

3

Люди хотят выражать себя! Именно поэтому им не нравятся «да» или «нет» — это заставляет сделать выбор, изменить схему мышления. Но ответы на вопросы — это мышление, а не самовыражение.

4

Если ребенок говорит: «У меня нет слов, я не знаю, как сказать!», это значит, что он не понимает. Очень простое правило: что понятно в голове — понятно и на словах.

5

Софистический принцип: прежде, чем говорить что-то, спросите себя: то, что я хочу сказать, — это важно, это истина, это полезно, это срочно? Если на один из этих вопросов ответ будет «Нет», не говорите этого. Вокруг уже много загрязнений. Я даже думаю, что именно в этом причина возникновения дыр в озоновом слое. Это моя теория.

6

У учителей есть фобия, что они могут допустить ошибку. Но ошибки — это человеческая природа. Сам человек — ошибка. Какая вам разница, что вы делаете ошибки? Иногда я говорю учителям повторить за мной: «Лондон — столица Франции», но они в ответ: «Нет, я не могу это сказать». В чем же проблема? Это реально фобия.

7

Вы водите машину каждый день уже много дней, и однажды за рулем уже не вы, а «оно». И вы можете спать или говорить с соседом. Некоторые люди даже говорят: «О, я же проехал свой дом». А все потому, что они не обращают внимания. Это было «оно» — автопилот. Некоторые учителя делают то же самое: они больше не преподают, «оно» преподает — происходит автопреподавание. Чтобы думать адекватно, нужно к «автопилоту» подключать аналитический способ мышления. Если у вас только аналитический способ мышления, это значит, что вы не интегрировали процесс. Если только интуитивный — это автоматический процесс, который вы не знаете, как объяснить.

8

Проблема с учителями заключается в том, что они всегда думают, что знают лучше, поэтому именно они должны говорить. Дайте ребенку подумать, замолчите, слушайте…

9

Почему вы не можете заставить ребенка успокоиться? Потому что вы сами не можете успокоиться.

10

Если есть покой и доверие, то можно развивать мыслительные компетенции, выносить суждения. «Да» или «нет» именно об этом: выносить суждения и затем приводить аргументы, примеры, анализировать, синтезировать, включать критическое мышление, и только тогда можно развивать компетенции. Конечно, это сложный процесс, но он должен быть радостным, без раздражения.